1. Напишите пропущенное слово. В исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению называется ______________________. ::ответы:: 2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIX в. Вольные хлебопашцы, министерства, декабристы, бироновщина, земства, винная монополия. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду. ::ответы:: 3. Понятие «политика просвещенного абсолютизма» связано с царствованием: ::ответы:: 4. В 1812 г. в результате пребывания в Тарутино русская армия: ::ответы:: 5. В результате церковных реформ Никона в XVII в. в России ::ответы:: 6. Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась ::ответы:: 7. Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана III. ::ответы:: 8. Выступление Чехословацкого корпуса, ознаменовавшее начало «фронтового» периода Гражданской войны в России, началось в ::ответы:: 9. Деятельность каких представителей общественного движения XIX – начала XX вв. началась раньше других? ::ответы:: 10. Завершение промышленного переворота в России означало: ::ответы:: 11. К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И.Е. Репин? ::ответы:: 12. Как назывался орган представительной власти, выборы в который должно было провести Временное правительство? ::ответы:: 13. Какие три из перечисленных ниже имён связаны с военными триумфами России XVIII в.? ::ответы:: 14. Какие три из перечисленных ниже фактов относятся к истории русской культуры первой половины XIX в.? ::ответы:: 15. Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической политике (1921–1929 гг.)? ::ответы:: 16. Какие три из перечисленных положений характеризуют процесс развития образования в России в 1860–1890-х гг.? ::ответы:: 17. Какие три художественных произведения из перечисленных относятся к первой половине XX в.? ::ответы:: 18. Какое из названных событий произошло раньше других? ::ответы:: 19. Какое из перечисленных преобразований относится к внутренней политике Александра II? ::ответы:: 20. Какое понятие возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870-х – 1890-х гг.? ::ответы:: 21. Кто возглавил Совет народных комиссаров, созданный на II Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов? ::ответы:: 22. Кто из князей вошёл в историю под именем первого «собирателя русских земель»? ::ответы:: 23. Кто из названных лиц был архитектором? ::ответы:: 24. М.М. Сперанский подготовил «Свод законов Российской империи» в годы царствования ::ответы:: 25. Мастер Дионисий работал над росписями: ::ответы:: 26. Напишите пропущенное слово. Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________________ крестьян. ::ответы:: 27. Неудачи России в Первой мировой войне были вызваны ::ответы:: 28. Операция «Багратион» – это операция советских войск по ::ответы:: 29. Основателем династии московских князей был ::ответы:: 30. Партизанское движение в годы в годы Великой Отечественной войны характеризовалось ::ответы:: 31. Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992–1993 гг.) были отмечены ::ответы:: 32. Первым князем, подчинившим большинство восточнославянских племен, был ::ответы:: 33. Полюдьем в Древней Руси называли ::ответы:: 34. Почему в XVIII в. в России усилилась крепостная зависимость крестьян? ::ответы:: 35. Предоставление несколькими журналами литературной трибуны А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко было осуждено в 1946 г. постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б). Укажите названия этих журналов. ::ответы:: 36. При проведении Столыпинской аграрной реформы ::ответы:: 37. Проведение реформы государственной деревни, строительство первой в России железной дороги относятся к царствованию: ::ответы:: 38. Прочтите отрывок из высказывания советского композитора и укажите его фамилию. «Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте… Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою 7-ю симфонию». ::ответы:: 39. Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события. «3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный – солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают…» ::ответы:: 40. Прочтите отрывок из донесения М.И. Кутузова и укажите событие, о котором идёт речь: «Генерал от инфантерии Дохтуров взял… в командование левый фланг после князя Багратиона, получившего к крайнему сожалению всей армии тяжкую рану и вынужденного через то оставить место сражения. Сей нещастный случай весьма расстроил удачное действие левого нашего крыла, доселе имевшего поверхность над неприятелем, и конечно бы имел самые пагубные последствия, если бы до прибытия генерала от инфантерии Дохтурова не вступил в командование генерал-лейтенант Коновницын». ::ответы:: 41. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идёт речь. «И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой! Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя...» ::ответы:: 42. Прочтите отрывок из исторического очерка и определите одного из тех ученых, труду которого наша страна обязана упомянутым в тексте достижением. « После создания атомной бомбы в СССР западная пропаганда сменила пластинку: повсюду замелькали сообщения о таинственной водородной бомбе… Пентагон снова пугал, снова провоцировал, нагонял страх. Советский союз ответил на «водородный вызов»… Прошло несколько лет напряженной работы. И вот в советских газетах появилось новое правительственное сообщение: в августе 1953 г. в СССР успешно прошли испытания водородной бомбы. Советские ученые одержали победу в навязанном им соревновании. Американцы могли испытать свою водородную бомбу только в 1954 г. ». ::ответы:: 43. Прочтите отрывок из книги современников и укажите фамилию руководителя партии и государства, о котором идёт речь. "Лидер советского государства на протяжении десяти лет, он был отстранен от власти собственными соратниками и до конца жизни пребывал в полуизоляции от мира. Развенчав культ личности Сталина, он не сумел воспрепятствовать созданию собственного культа. Смелый реформатор в политике и экономике, он не добился необратимости реформ, что после его отставки привело к застою в стране. Сторонник всеобщего разоружения, он был одной из ключевых фигур Карибского кризиса, поставившего планету на грань ядерной катастрофы…" ::ответы:: 44. Прочтите отрывок из книги современных историков и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «Набирал кажущуюся силу новый культ личности Первый становится генеральным. [Он] занимает ещё один пост – Председателя Президиума Верховного Совета СССР. По обкомам партии рассылается подписанный Сусловым документ об укреплении авторитета Генерального секретаря ЦК КПСС. Но ничто не помогает: авторитет на бумаге, в речах, в награждениях (Герой Социалистического труда, четырежды Герой Советского Союза), но не у трудящихся». ::ответы:: 45. Прочтите отрывок из манифеста императора Николая II и напишите название войны, о вступлении России в которую идёт речь. «Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особой силой пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования Ныне предстоит уже не только заступаться за несправедливо обиженную родственную нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение её среди великих держав». ::ответы:: 46. Прочтите отрывок из сообщения газеты «Правда» и укажите, в каком году оно было опубликовано. «Забойщик шахты "Центральная-Ирмино" тов. Стаханов, в ознаменование 21-й годовщины Международного юношеского дня, поставил новый всесоюзный рекорд производительности труда на отбойном молотке. За 6-часовую смену Стаханов дал 102 тонны угля, что составляет 10 проц. суточной добычи шахты». ::ответы:: 47. Прочтите отрывок из сочинения Н.К. Шильдера и укажите императора, о правлении которого идёт речь. «Настало новое правление, продолжавшееся [почти] 25 лет… Слова Манифеста 1801 года, обещавшие управление по закону и по сердцу Екатерины, однако не сбылись… Действительно, несмотря на новизну провозглашённых после 12 марта идей и правительственных начал, постоянное зло принесло плоды. Явился Аракчеев… Ко всему этому присоединялись ещё тяжёлые воспоминания, связанные с 11 марта, под бременем которых изнемогал император в течение всей остальной своей жизни». ::ответы:: 48. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о какой династии идёт речь. «Так трагически и бесславно закончилось короткое правление этой династии… на русском престоле. На долю этой династии выпали тяжёлые испытания. Им досталась в наследство разорённая, бедная страна. Системный кризис, охвативший всю страну, усугубляемый голодом первых лет XVII века, показал всю хрупкость власти, которая отошла от методов управления Ивана IV. И без того неэффективная и громоздкая система управления Российским государством начала давать серьёзные сбои. Разбойничьи шайки наводнили страну, на дорогах было небезопасно. После смерти царя страна ушла в пучину смуты и безвременья». ::ответы:: 49. Расположите в хронологической последовательности исторические события. ::ответы:: 50. Расположите в хронологической последовательности исторические события. ::ответы:: 51. Расположите названия органов государственной власти XIX в. в хронологической последовательности их возникновения. ::ответы:: 52. Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями. ::ответы:: 53. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью. ::ответы:: 54. Установите соответствие между именами российских императоров и событиями внешней политики, произошедшими во время их правления. ::ответы:: 55. Установите соответствие между определениями и понятиями ::ответы:: 56. Установите соответствие между партийно-государственными руководителями и историческими событиями ::ответы:: 57. Установите соответствие между проводимыми в СССР реформами и годами их проведения. ::ответы:: 58. Что из названного было результатом военной реформы, проведённой Избранной Радой в середине XVI в.? ::ответы:: 59. Что из названного относилось к причинам возникновения Смуты в Российском государстве в начале XVII в.? ::ответы:: 60. Что из названного относится к результатам государственной политики в СССР в области культуры в конце 1930-х гг.? ::ответы:: 61. Что из названного относится к характеристике нового политического мышления? ::ответы:: 62. Что из перечисленного можно отнести к следствиям индустриализации в СССР в довоенный период? ::ответы:: 63. Что из перечисленного относится к последствиям Второй мировой войны, проявившимся в первое послевоенное десятилетие? ::ответы:: 64. Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР в 1970-х – середине 1980-х гг.? ::ответы::